Структурное подразделение 

"ДЕТСКИЙ САД КОЛОБОК" 

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершинский

Самарской области

Марадымова Анна Николаевна

 

Марадымова Анна Николаевна

образование: высшее

квалификационная категория: высшая

стаж педагогической работы: 23 год

 

Обучение грамоте детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н.А. Зайцева

Известно немало методов обучения детей грамоте: буквосослагательный, слоговой, метод целых слов, а также звуковой. При обучении детей в логопедических группах большое внимание отводится   обучению грамоте. Основной метод обучения - звуковой аналитико-синтетический метод. Однако не всегда этот метод приносит положительные результаты. По данным С.Г. Шевченко, 20-30% детей, поступивших в первый класс, имеют трудности в обучении. Обучение чтению затрудняет недостаточность развития фонематического слуха, произносительной стороны речи, бедность словаря, смешение букв, сходных по начертанию.

В настоящее время при обучении детей с ОНР чтению мы используем элементы  инновационной методики Н.А. Зайцева.

Цель: повышение эффективности процесса обучения детей с ОНР чтению посредством сочетания  аналитико-синтетического и складового метода.

Основные положения своей методики Николай Александрович раскрывает в книге «Письмо. Чтение. Счет».

 Методика основывается, в первую очередь на:

- Не фонемный, а складовой принцип. В этом случае слово делится не на слоги, а на склады: ко-ш-ка.

- В качестве наглядных средств и одновременно технического оснащения Н.А. Зайцевым разработаны специальные складовые таблицы и кубики. На гранях кубиков располагаются склады. Каждый склад написан на соответствующем цветовом фоне: желтом, сером или коричневом, в зависимости от характеристики склада.

- Цвет кубиков логически оправдан и связан со звуком, издаваемом каждым кубиком. «Золотые» кубики обозначают гласные, они самые звонкие, заполняются консервной жестью. «Железные» имеют серый цвет, обозначают звонкие согласные и заполняются лимонадными крышечками. «Деревянные» имеют коричневый цвет и заполняются кусочками дерева.

- Кубики имеют разный размер- твердые склады на кубиках большого размера, маленькие- на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора-он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.

- Методика Зайцева построена на принципе игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по группе, сами выбирают вид деятельности, игры. Использование складовых таблиц решает проблему охраны здоровья ребенка, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит, согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад.

Необходимо учесть, что методика Зайцева является новаторской. В большинстве учебных заведений педагоги  знают её поверхностно. Еще меньше школ, работающих по Зайцеву, а методика предполагает точное следование каждому пункту и продолжение обучения в школе  по ней же.  В связи с этим, мы были вынуждены внести определенные коррективы в методику Зайцева.

1.     Кубики и блоки складов мы давали постепенно, а не все сразу, в отличие от методики Зайцева.

2.     Некоторые упражнения, связанные со словообразованием, переносом слов, знаками препинания, мы исключили из-за их повышенной сложности.

3.     Внимание детей не фиксировалось на названии кубиков и понятии «склад».

4.     Не обращали внимание детей на цвет букв, чтобы в дальнейшем облегчить переход на традиционную методику.

5.     Мы вводили традиционные цветовые обозначения звуков.

6.     Мы не использовали складовые картинки, книжки-коллективки, письмо и чтение на больших плакатах, так как не считали отработку техники чтения своей основной задачей.

Таким образом, кубики Зайцева мы использовали  как дополнительный материал при обучении детей с ОНР чтению, чтобы сделать этот процесс увлекательным, занимательным, интересным, с охватыванием различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.

На начальном этапе работы необходимо познакомить детей с кубиками.

Игра «Погремим-позвеним»

Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть  одновременно, поочередно.

Игра «Классификация»

Это упражнение по сортировке кубиков. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: деревянные-  железные. Эти звеня,  эти – гремят. Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и по размеру. Маленькие – большие.

При знакомстве с буквой, используем кубики для объяснения характеристики звуков – звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный. На этом этапе можно применят игры.

Игра «Назови букву»

Дети идут цепочкой за педагогом и проговаривают слова:

По тропинке мы гуляли,

А там кубики лежали.

Мы по кубику берем

Букву  мы назовем …. Педагог называет имя ребенка. Ребенок берет кубик, дает характеристику звуку и кладет в корзинку.

«Четвертый лишний»

         Детям предлагается выбрать кубик из ряда: большой кубик Б, большой кубик Х, маленький НЬ, и золотой А. «Угадай, какой кубик не подходит к остальным?» 

Можно поставить на полку все деревянные кубики, а один - золотой. И спросить у детей: какой лишний?

Или ставим три маленьких, а один - большой. 

Игра «Будь внимателен»

На столах лежат кубики с изображением изученных букв. Логопед предлагает сесть тем детям, у кого изображены гласные (согласные глухие, согласные твердые и т. д.) буквы. Ребенок берет кубик, называет букву и садится.

Игра «Кубик поймай, букву называй»

Дети встают в круг. Логопед предлагает поймать кубик, найти букву на кубики и назвать ее. Можно дать характеристику звуку.

         Предложенная игра может использоваться на более поздних этапах, когда переходим к чтению слогов: дети ловят кубики и читают слоги.

На этом же этапе работы мы проводим игру «Песенки».

         Игра «Песенки».

Педагог показывает грани  кубика, дети пропевают слоги.

Напрмер, МА-МО-МУ-МЭ- МЫ-М и т.д.

«Логоритмика»

         Логопед использует кубики при чтении  ритмичных слогов, договаривая чистоговорки, например

СА-СА-СА,

ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА.

СЫ-СЫ-СЫ, 

НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ. 

«Братишки и сестренки»

Педагог объясняет, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Они растерялись. Педагог предлагает найти старших и младших братиков и поставить их вместе. Дети  берут первый большой кубик, ставят на стол стороной СА и просят найти такого же брата, но младшего.  Получаются  СА-СЯ. Прочитываем, составляем все пары.

Строительные и сюжетные игры

Педагог предлагает одним детям строить  дома из маленьких кубиков, другим - из больших. При строительстве обращаем  внимание на фасадную часть зданий: на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. После этого дети гуляют  по новому городу, читают, кто где, на каком этаже живет, ходят  друг к другу в гости. В завершении даем детям возможность обыграть постройки самостоятельно.

При переходе от чтения слогов к чтению слов, можно использовать игры

         «Посмотри и повтори»

Логопед предлагает написать из кубиков простое слово. Слово пишется кубиками, а затем педагог предлагает отвернуться. В это время переставляет и переворачивает кубики в слове. Пусть дети попробуют восстановить написанное, опираясь на уже известный зрительный образ этого слова.  Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть.

«Живое слово»

Логопед предлагает из   кубиков   составить  живое слово. Каждый  ребенок берет по одному кубику и  дает инструкцию: «Подойдет ко мне тот, у кого кубик с первым слогом. Например, МА. Затем подходит ребенок со слогом ШИ, затем НА. Дети встают в цепочку, а другие дети читают получившееся слово.

         Таким образом, используя методику Н.А. Зайцева процесс обучения детей чтению становится увлекательным, интересным. У детей формируется мотивация к чтению, а также повышается эффективность и качество коррекционно-развивающей работы по обучению детей грамоте.

(Презентация к теме  "Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева") 

 

 Тема: Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

      Одной из задач дошкольного образовательного  учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии.  Исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

    Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

      Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

      Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя,   инструктора по физической культуре, родителей.

     Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т.п.        Музыкальный руководитель и воспитатель   на  логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

     Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

     Обговорив все моменты, мы  наметили последовательность  работы:

 1.     Сбор анамнестических данных.

2.     Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).

3.     Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.

4.     Составление совместного плана работы с учителем – логопедом,  воспитателями.

5.     Составление плана работы с родителями.

        Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

Диагностика показала:

u  У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений  - недостаточной. 

u Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

u Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т.к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз

u Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого- сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.  

u Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;

      Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.

 Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей  через развитие  и коррекцию двигательной сферы.

Поставили перед собой  задачи:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики  детей с ОНР.  

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).

     Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала  материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих  развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Формы   работы:

 Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей,  укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.  

Основные виды движений  использую  на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок.  Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.

Пальчиковая гимнастика  способствует  тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры. 

   Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию,  физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать   основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она  включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

    Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.

 Структура плана

1.     Лексическая тема;

2.     Тема интегрированного занятия;

3.     Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);

4.     Интеграция специалистов.

месяц

Лексическая тема

Тема интегрированного занятия

Задачи

Интеграция специалистов

Ноябрь

Посуда

«В гости к бабушке Федоре»

1)      Расширять словарный запас по теме «Посуда» Развивать физические качества, координацию речи с движениями, навыки ориентирования в пространстве, общую и мелкую моторику.

2)      Закреплять умение подлезать под дугу, ходить по мешочкам, прыгать в длину с места.

Учитель-логопед: артикуляционная и дыхательная гимнастика, речевые игры «Собери целое из частей», игра с мячом «Раз, два, три – быстро назови».

Инструктор по ФК:

ходьба и бег с заданием, ОРУ «Заблудившаяся посуда». ОВД

Совместно: упражнения на координацию слова и движения.

 

Домашние животные и птицы

«Жители деревни Простоквашино»

·         Расширять словарный запас по теме «Домашние животные и птицы», учить подбирать слова на заданный звук, упражнение детей в основных движениях: пролезании в обруч сверху и снизу, прыжках на батуте с активным взмахом рук вперед-вверх; закрепить умение  

·           согласовывать слово жест;

 

Учитель-логопед: биоэнергопластика, речевые игры «Назови ласково», «Найди домик для игрушки»

Инструктор по ФК:

Вводная часть, ОРУ «Домашние животные», ОВД

Совместно двигательно-речевая игра «Гуси»

 

     В соответствии с   планом  2 раза в месяц мы совместно с учителем-логопедом проводим интегрированные занятия.  В ходе образовательной деятельности в основном дублируется материал фронтального занятия логопеда, но с уклоном на развитие физических качеств детей (пальчиковые игры, упражнения на развитие слова и движения, мелкой моторики, общеразвивающие упражнения в соответствии с заданной лексической темой и т.п.)

    Образовательную деятельность проводим совместно с учителем-логопедом, заранее распределяя обязанности. Если упражнения провожу я, то логопед и воспитатель проводят с детьми индивидуальную работу, или наоборот.

Результативность

     Таким образом, взаимодействие в работе с учителем логопедом способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

      Дети с удовольствием посещают интегрированные занятия.

    Дети научились результативно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения. В двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу.

Дети научились через движения передавать своеобразие конкретного образа (персонажа, животного).

В ходе выполнения физических упражнений дети стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом.

 Дети научились согласовывать слова и движения, внимательно выслушивать словесные инструкции, выполнять их.

  

План-конспект

непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе логопедической группы с ОНР 

Тема: «В гости к Федоре»

 

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

          Задачи:

1. Обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях, частях, материале, из которого она сделана («Познавательное развитие»).

          2. Уточнять и активизировать словарь существительных и глаголов по теме «Посуда», закреплять понятия: чайная, столовая, кухонная («Речевое развитие»), упражнять в умении группировать предметы по их назначению.

         3. Закреплять употребление существительных в Р.п. с предлогом - БЕЗ («Речевое развитие»).

         4. Закреплять умение сравнивать предметы между собой («Познавательное развитие»).

5. Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные (сливовое, малиновое, яблочное, вишневое, смородиновое, клубничное,  стеклянная, пластмассовая, деревянная, фарфоровая)  («Речевое развитие»).

          6. Расширять словарь новыми существительными: сахарница, конфетница, солонка, перечница, молочник, масленка.

          7. Закреплять умение пересказывать с опорой на мнемотаблицу («Речевое развитие»).

          8. Развивать общую моторику, умение согласовывать движения с текстом песни («Физическое развитие»).

9. Развивать чувство взаимопомощи, трудолюбия, умение работать в паре («Социально-коммуникативное»).

Методы и приемы:

Наглядные – демонстрация иллюстраций, картинок  видеозаписи, предметов посуды, продуктов питания,  мнемотаблицы, баночки с вареньем.

Словесные – беседы, диалоги, рассказывание, пересказ, исправление предложений,  дидактическая  игра «Без чего посуда», игра «Сравни», игровые ситуации «Из чего сделана посуда», «Разложим продукты». «Подарим варенье».

Практические – игровая ситуация «Расставим посуду по местам», музыкальная подвижная игра «Как живешь?», складывание частей посуды,  дидактические игры «Без чего посуда?»,  «Собери картинку», «Что для чего?».  

Материалы и оборудование: корзинка, баночки с вареньем, песня из сказки «Федорино горе», музыка из передачи «В гостях у сказки», музыкальное сопровождение для игры «Как живешь?», игрушечная посуда (сковорода, кастрюля, чайник, столовые тарелки, столовые ложки и вилки, солонка, чайные чашки и блюдца, чайные ложки), изображения посуды без какой-либо части и части посуды (кофейник без носика, чайник без ручки, сковорода без дна, банка без горлышка, кастрюля без крышки, ножик без лезвия), разрезные картинки посуды (чайник, чашка, кастрюля, сковорода, нож и  вилка), продукты и посуда (сахарница, сахар, молоко, молочник, конфеты, конфетница, соль, солонка, масло, масленка, перец, перечница), мнемотаблица.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

«Коммуникативная»

Беседы, диалоги,  пересказ рассказа «Чайник» по мнемотаблице

«Двигательная»

Музыкальная подвижная игра «Как живешь?»  

«Познавательно-исследовательская»

Группировка посуды, определение недостающих частей посуды, собирание целого из частей, сравнивание предметов посуды   подбор посуды для продуктов питания.

«Восприятие художественной литературы и фольклора»

Беседа о сказке К.И. Чуковского «Федорино горе», прослушивание песни из сказки

Игровая

Дидактические игры «Какая посуда?», «Без чего посуда?», «Собери картинку», «Что для чего?», «Из чего сделана посуда?», «Исправь Федору», «Подари варенье».

 

        

Сценарий

Дети находятся около входа в игровую  комнату.

Логопед: - Ребята, а вы любите сказки? Как вы думаете, эта песня  из какой сказки?

Звучит песня  из мультфильма «Федорино горе».

Логопед: - Вы узнали сказку? Кто написал эту сказку? А вы хотите побывать в этой сказке? Но ведь в гости не ходят с пустыми руками. Что можно взять с собой в гости? Мы возьмем варенье к чаю. Расскажите, какое варенье мы с собой возьмем: из вишни – вишневое, из сливы …., из малины …., из смородины…. А теперь в путь. Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки», дети входят в группу. На полу разбросана скатерти и посуда – сковорода, чайник, кастрюля, чайные чашки и блюдца, чайные ложки, солонка, тарелки, ложки, вилки.

Логопед: - Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг! Что случилось? Как вы думаете?

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались,  кто куда!

Давайте поможем Федоре убраться в доме.

С чего начнем уборку?

Если дети выбирают игрушечную посуду, проводится дидактическая игра «Какая посуда?».

Логопед: - Ребята, посмотрите, Федора всю посуду перепутала. Давайте расставим посуду по местам  - кухонную посуду на газовую плиту, столовую посуду на сушилку, а чайную посуду на столик. Молодцы, справились с заданием. Давайте посмотрим, где нужно еще навести порядок.

Если дети выбирают картинки посуды без какой-либо части: сковорода – без дна, кастрюля без крышки, чайник без ручки, банка  без горлышка, кофейник без носика, ножик без лезвия, в  центре стола – части посуды: дно, ручка, горлышко, крышка, носик, лезвие. Проводится дидактическая игра «Без чего посуда?»

Логопед: - Посмотрите, перед вами посуда. Что с ней случилось? Пока посуда убегала от Федоры, она разбилась, потерялись некоторые ее части. Скажите какие?  Без чего посуда? (кофейник без носика, чайник без крышки, сковорода без дна, банка без горлышка, кастрюля без крышки) Найдите часть своей посуды и приклейте ее, поместите вашу посуду на магнитную доску. Что вы собрали?

Логопед: - Отлично справились. Где еще нужна наша помощь?

Если дети выбирают разрезные картинки посуды, проводится дидактическая игра «Собери картинку».

Логопед: - А эта посуда вся разбилась. Вам надо разбиться на пары. Каждая пара склеивает свою посуду. Что получилось? (чайник, чашка, кастрюля, сковорода, нож и  вилка). Посмотрите на посуду своего соседа и сравните ее со своей посудой. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка). Чем чашка отличается от чайника? (У чашки есть ручка). Почему вилка не может выполнять работу ножа?

 Логопед: - Посуду мы склеили, а продукты не разложили. Посмотрите, на полках какой беспорядок. Какую посуду вы здесь видите. Разложите продукты в соответствующую посуду и назовите свое действие.

Сахар я положу в сахарницу..

Масло в масленку…

Соль в солонку…

Перец в перечницу…

Молоко в молочник…

Конфеты в конфетницу…

Логопед: - Расскажите, из чего сделана посуда?

Перечница из стекла. Она…

Масленка из пластмассы…

Солонка из дерева…

Молочник из фарфора…

Сахарница из фарфора…

Конфетница из фарфора…

Логопед: - Молодцы! Навели порядок, можем немного отдохнуть. Проводится музыкальная игра «Как живешь?»

Логопед: - Ребята, Федора варила обед, ужин, завтрак и все перепутала. Исправьте Федору: «Я пеку чай и кипячу блины». «Я ем сок и пью суп». «Я жарю крем и взбиваю картошку». «Я варю котлеты и жарю суп». «Я пью торт и ем компот». «Я пеку борщ и варю пирог». Дети исправляют предложения.

Логопед: - Ребята, какая посуда нужна, чтоб Федора смогла вскипятить чай? (чайник) Расскажем Федоре про чайник по картинкам. «Жил-был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили». Дети пересказывают по немотаблице.

Логопед: - Порядок навели, отдохнули!

Появляется  Федора. Поет песню Федоры.

Ах, вы чистые сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Их почистили песочком,

Окатили кипяточком,

И вы будете опять

Словно солнышко сиять!

Молодцы, ребята! Вы все прибрали!

Обещаю вам, что буду очень чисто мыть посуду

И расставить всю на место никогда не позабуду!

 

Логопед: - Федора, а мы пришли к тебе не с пустыми руками, а с гостинцами. Наварили мы Федоре – ароматного варенья, вкусного такого, ну просто объеденье.

Далее дети дарят варенье Федоре.

Логопед: - Ребята, а сейчас нам пора возвращаться.

Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки». Дети выходят из группы.

Логопед: -  Где мы побывали?

- О чем говорили?

- Что вам понравилось?

- Что было трудно

 

План-конспект

непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе логопедической группы с ОНР

 Тема: «В гости к Смешарикам»

 

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

 

          Задачи:

1. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, умение выделять звуки С-Ш, четко их  произносить и  дифференцировать в словах, стихотворной речи («Речевое развитие»).

2. Упражнять в четком выполнении артикуляционных упражнений с опорой на образец («Речевое развитие»). 

3. Закреплять умение употреблять притяжательные прилагательные «лисий», «заячий», «волчий», «волчья», «беличьи», «беличий», «лосиные», «кабанья», «медвежьи» («Речевое развитие»).

4. Упражнять в умении выполнять звуко-буквенный анализ, составлять предложения с заданным словом («Познавательное развитие»)

5. Закреплять умение употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА при составлении рассказа («Речевое развитие»);

6. Развивать двигательную активность, темпо-ритмическую сторону речи («Физическое развитие»).

7. Развивать навыки самоконтроля, умения работать в команде («Социально-коммуникативное»)

Методы и приемы:

Наглядные – демонстрация иллюстраций, презентаций, видеозаписи.

Словесные – беседы, диалоги, рассказывание, пересказ, повторение стихов.

Практические – выполнение звуко-буквенного анализа, выполнение артикуляционной гимнастики, игровая ситуация «Что Лосяш увидел в лесу», дидактическая игра «Подарим цветы Нюше и Совунье».

Материалы и оборудование: фигуры Смешариков (Нюша с Совуньей, Лосяш, Кар-Карыч с Пином, Крош с Ежиком, Бараш, Копатыч), две магнитные доски, магниты,  лепестки с изображениями слона, подноса, бус, насоса, листа, снеговика, часов, колоска, мыши, подушки, шишки, шахмат, камышей, карандашей, ландыша, серединки для цветов с изображениями букв «С», «Ш»,  магнитофон, телевизор, видео артикуляционных упражнений «Вкусное варенье», «Лошадка», «Расческа», «Кошка», мультимедийная презентация  с изображением звуко-буквенного анализа слова МИШКА, презентация рассказа «Волчище-серый плутище»,  музыка к игре «Смешные повторялки», музыка из мультфильма «Смешарики», картинки с изображениями лисьего хвоста, беличьего хвоста, волчьего хвоста, лосиных рогов, волчьей пасти, медвежьих лап, кабаньей морды, беличьих ушей, заячьих ушей, стихи на дифференциацию звуков «С-Ш».

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

«Коммуникативная»

Беседы, диалоги,  пересказ рассказа «Волчище - серый плутище»

«Двигательная»

Музыкально-ритмическая игра «Смешные повторялки», артикуляционная гимнастика   

«Познавательно-исследовательская»

Звуко-буквенный анализ слова МИШКА, подбор картинок со звуками С и Ш в дидактической игре «Подарим цветы Нюше и Совуньи»

«Восприятие художественной литературы и фольклора»

Повторение стихов    

Игровая

Игровая ситуация «Что Лосяш увидел в лесу?»

 

 

 

Логика непосредственно образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Включает музыку из мультфильма «Смешарики», спрашивает детей, из какого мультфильма эта музыка, беседует о главных героях

Слушают музыку, отгадывают мультфильм, в котором звучала эта музыка,  рассказывают о его героях

Имеют представления о героях мультфильма.

Заинтересованы предстоящей деятельностью

   

2.

Предлагает детям выбрать любого Смешарика. Если дети выбирают Нюшу и Совунью, предлагает    определить звуки «Ш», «С» в словах «Нюш-ш-ша», «С-с-совунья», и назвать их.

Делают самостоятельный выбор.

Определяют звуки, называют их    

Различают звуки С и Ш

3.

Просит догадаться с каким звуком любит цветы Нюша, а с каким   Совунья,  предлагает детям разделиться на две команды  и   выбрать лепестки с картинками на соответствующий звук - одна команда собирает цветок для Нюши, другая команда для Совуньи.

Делают самостоятельный выбор.

Угадывают, с каким звуком любят цветы Нюша и Совунья, деляться на две команды и собирают цветы для Нюши со звуком «Ш», другая команда для Совуньи, со звуком «С».

Угадали, с каким звуком любят цветы Нюша и Совунья. Умеют дифференцировать звуки С и Ш в словах.

Собрали   цветы со звуками «С» и «Ш»

4.

Предлагает выбрать следующего Смешарика. Если дети выбирают Лосяша,   предлагает выбрать картинки, рассмотреть их   и  рассказать, что Лосяш увидел в лесу.

Делают самостоятельный выбор.

Выбирают картинки, рассмартивают их и рассказывают, что Лосяш увидел в лесу – лисий хвост, заячьи уши и т.д.

Умеют образовывать притяжательные прилагательные.

5.

Предлагает пойти к следующему Смешарику. Если дети выбирают Кар-Карыча и Пина,   предлагает   выполнить артикуляционную гимнастику под видео сопровождение

Делают самостоятельный выбор.

Выполняют артикуляционную гимнастику под видео сопровождение «Вкусное варенье», «Кошка», «Лошадка», «Расческа».

Выполнили артикуляционную гимнастику с опорой на образец

6.

Предлагает    повторить стихи, которые сочинил Кар-Карыч   

Повторяют стихи  

Четкое произношение и дифференциация звуков С и Ш

7.

Предлагает    выбрать следующего Смешарика. Если дети находят Кроша и Ежика,  предлагает  вместе с  ними поиграть в музыкально-ритмическую игру «Смешные повторялки»

Делают самостоятельный выбор.

Дети вместе с Крошем и Ежиком играют в музыкально-ритмическую игру «Смешные повторялки»

Умеют согласовывать движения с текстом песни.

8.

Предлагает выбрать Смешарика. Если дети выбирают Бараша.   просит послушать рассказ, который сочиинил  Бараш. Далее  беседуют по содержанию рассказа, уточняют употребление «маленьких слов» -предлогов ЗА и ИЗ-ЗА и предлагает повторить рассказ с опорой на картинки-символы

Самостоятельно выбирают Смешарика, слушают рассказ, беседуют о его содержании, употребляя слова ЗА, ИЗ-ЗА, пересказывают рассказ с опорой на картинки

Умеют употреблять в речи предлоги ЗА и ИЗ-ЗА

9

Предлагает найти последнего из девяти Смешариков.

Копатыч. Логопед спрашивает, какой Копатыч, просит назвать его ласково, поселить звуки в домик слова МИШКА (на экране)

Самостоятельно выбирают Смешарика, рассказывают о нем, называют его ласково, выполняют звуко-буквенный анализ слова МИШКА

Различают гласные и согласные звуки, определяют  мягкие и твердые звуки.

10.

Логопед предлагает заменить в слове МИШКА звук «Ш» на звук «С»

Отгадывают слово МИСКА

Образуют новое слово

11.

Логопед предлагает составить предложения со словами МИШКА, МИСКА

Составляют предложения с заданными словами

Могут самостоятельно составлять предложения с данными словами

12.

Спрашивает, с кем понравилось играть больше всего? Что было трудно? Обращает внимание на послание от Смешариков (на экране –МОЛОДЦЫ,РЕБЯТА), дарит сладкие подарки.

Беседуют, обсуждают трудности и успехи,  читают послание от Смешариков.

Делятся впечатлениями

Анализируют свою деятельность


 

  

Сценарий

 

Дети играют в свободные игры.  Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».

            Логопед: -  Ребята, догадайтесь из какого мультфильма эта музыка?  Кто это – Смешарики?  Где они живут? (высказывания детей).

Логопед: -  Далеко-далеко,  на самом краю света находится небольшая страна – страна Смешариков. Она маленькая, но вместительная: в  ней помещается много шуток, загадок, приключений. И живут в ней девять замечательных друзей, которые очень любят играть.   Кто это?  Вы хотите встретиться  и поиграть с этими героями?  Посмотрите, сегодня  они нас ждут.  С кем хотите встретиться больше всего? (Далее дети выбирают любого Смешарика) 

            Логопед: -  (Если выбирают Нюшу и Совунью). Кто это? Послушайте, какой звук я выделяю? Нюш-ш-ш-ша (Звук Ш-Ш-Ш) С-с-с-овунья? (Звук –С-С). Ребята, как вы думаете  Нюша какой звук любит? А Совунья? Посмотрите, что у них в руках? (Цветы) Нюша  и Совунья любят гулять на полянке, играть и собирать   цветы.  Подарим им их любимые ромашки?  Давайте смастерим цветы для наших Смешариков своими руками. Но цветы будут не простые, в них будут жить звуки – ( С) и (Ш). Разделитесь на две команды, по 4 человека,  выберите серединку для цветка. Что написано на серединке? (Буква Ш) Для кого вы будете собирать цветок? А на вашей серединке, что написано? (Буква С)  Для кого вы будете собирать цветок ? Выбирайте картинки  (шахматы, кошка, мишка, подушка, ландыш, мышь, душ , кувшин, сок, ананас, часы, кактус, насос, слон, снеговик, весы). Красивые цветы получились?

            Логопед: -  Какого Смешарика вы выбираете?  (Если выбирают Кар-Карыча и Пина.) Кар-Карыч,  известно, большой мечтатель, артист и поэт. Он просит нас повторить его смешные стихи.  А Пин, изобретатель, придумал волшебные упражнения, чтоб наш язычок стал ловким и гибким. Выполним упражнения? Внимание, на экран! ( Выполнение артикуляционных упражнений)

А теперь, слушайте внимательно и повторяйте!

1.КУШАЙ грушу, не бросай!
Откусил — ещё КУСАЙ!
2.  Покрасил паПА ЛОЖКИ —
Теперь на них ПОЛОСКИ!
3. Купила маМА СЫНУ
Роскошную МАШИНУ!
4. В шубе и в уШАНКЕ
Гриша сел на САНКИ!
5. У Смирнова САШЕЧКИ
Мы играли в ШАШЕЧКИ!
6. Саша с Мишей СУТКИ
Вспоминали ШУТКИ!
7. Смешной малыш сосал пустышку...
Ты лучше кашу ешь, малышка!
8. Маму слушался сынишка,
Был послушным!.. Но не слишком!


       Логопед: -   К кому мы поспешим в этот раз? (Если выбирают  Лосяша). Лосяш любит гулять по лесным тропинкам, рассматривать следы зверей, заботиться о лесных обитателях? Один раз гулял, гулял, Лосяш по лесу…и что-то увидел.  Давайте отгадаем, что Лосяш увидел в лесу? Выберите картинки и узнаете, что Лосяш увидел в лесу. Составьте предложения по картинкам («Волчий хвост», «Волчья пасть», «Кабанья морда», «Медвежьи лапы» и т.п.) .

Логопед: - К кому идем в гости? (Если выбирают Кроша и Ежика) Крош и его лучший друг Ежик – озорники и проказники. Сами скучать не умеют и другим не дают. Они предлагают нам поиграть в любимую игру Смешариков, которая называется «Смешные повторялки».

Логопед: -  (Если выбирают Бараша)) Бараш- какой он? Он поэт, вздыхает и пишет стихи и рассказы. Вот и нас он просит пересказать его рассказ: Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на поляну  - звери тут же прячутся: зайка- за куст, белка- за ветку, мышка- за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз волчище сам решил спрятаться  и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут-же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Понял тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве. Ребята, кто виноват в одиночестве Волка? Почему? А как вы догадались? Куда спрятались звери? Откуда они потом вышли? Перескажите рассказ.

Логопед: -  Копатыч  - медведь, который выращивает овощи и фрукты для всех Смешариков. Как назовем медведя ласково – мишка. Посмотрите, домик для звуков пустой. Поселим звуки в домик, раскрасим клеточки. Какой 1-ый звук, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый.

Логопед: -  Ну что, ребята со всеми Смешариками мы поиграли. Вам понравилось? С кем вам понравилось играть больше всего. Что мы делали с этими героями. А что было трудно?

  

Организация коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета и группы в соответствии с ФГОС

 

  Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям, образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Коррекционно-развивающая  среда логопедического кабинета и группы в соответствии с ФГОС:

- решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для адаптации детей с ОВЗ, исправления и преодоления их нарушений;

- обеспечивает максимальную  реализацию   образовательного   потенциала     пространства кабинета и группы в  соответствии  с  недостатками развития воспитанников, особенностями их коррекции;   

- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и логопеда;

- обеспечивает  реализацию  программы коррекционного обучения,     учитывает возрастные особенности детей;

- содержательно-насыщенная,    трансформируемая,        полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная;

?  Насыщенность среды  кабинета  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.     Образовательное  пространство   оснащено     средствами обучения и  воспитания    том  числе  техническими) в соответствии со спецификой Программы.     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:     игровую, познавательную, исследовательскую , творческую, двигательную активность, а также  эмоциональное   благополучие   детей    во   взаимодействии с предметно-пространственным окружением;     возможность самовыражения.

?  Трансформируемость   пространства   предполагает     возможность изменений   предметно-пространственной   среды   в зависимости от образовательной  ситуации,  в  том  числе  от  меняющихся     интересов и возможностей детей; 

?  Полифункциональность материалов предполагает:     возможность  разнообразного  использования   составляющих предметной среды  (например, детской мебели),     наличие в кабинете полифункциональных   предметов,  в  том  числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе  в  качестве  предметов-заместителей  в   детской игре). 

?   Вариативность среды предполагает:     наличие в кабинете различных пространств  (для   игры, конструирования,  и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;     периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление    новых предметов,  стимулирующих  игровую,  двигательную,       познавательную и исследовательскую активность детей. 

?   Доступность среды предполагает:     свободный  доступ  детей  к  играм,  игрушкам,  материалам,     пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;     исправность и сохранность материалов и оборудования.    

?  Безопасность   среды     предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению  надёжности   и безопасности их использования

В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы:

O  доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на

нижних открытых полках;

O  системности: весь материал систематизирован по зонам, каждой зоне отведено отдельное место;

O  интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут

использоваться и в ходе реализации других областей;

O  здоровьесбережения:  

O  учёт возрастных особенностей детей: наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.

O   мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы

могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов

деятельности;

O  вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно –

печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

O  эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из

современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

O  принцип свободы достижения ребенком своего права ;

O  предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего

развития» ребёнка.

            Центр коррекции звукопроизношения

В ней находятся: зеркало за  шторками, яркая « Сказка о Весёлом Язычке», стол, логопедические зонды, ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки. Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки  на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных  упражнений в картинках и сказках.

            Центр развития мелкой моторики

Включает в себя  разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, сухой бассейн, чётки, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения.

Центр развития речевого дыхания

Включает в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки («сдуй бабочку с цветка») султанчики, свечки,  картотеки дыхательных упражнений,  мыльные пузыри.

Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза

Музыкальные инструменты, шумящие коробочки, картинный материал и игры для определения места звука в словах , д.и «Домик», «Звуковые лесенки»,  « Домик звуков», «Звуковички».

Центр обучения грамоте

Город звуков и букв, магнитные буквы, алфавиты, говорящая азбука, буквари, д.и.лото, книги для чтения.

Цетнр развития лексико-грамматической стороны и связной речи

Состоит из различного картинного материала, подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, д.и . по лексическим темам: лото, домино.   Тематический стенд используем при изучении лексической темы. Картотеки игр для формирования грамматических  категорий, пособия для расширение словаря, картотеки последовательных картин, звуковые книги, театры.

Центр технических средств обучения

ТСО помогают улучшить и ускорить процесс обучения. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа « Игры для Тигры», компьютерный вариант артикуляционной гимнастики и т. д.

Информационный центр

Здесь можно разместить: график работы логопеда, сетку занятий,
консультации для родителей, различные памятки, игровые задания.

Центр методического сопровождения

В ней собрана документация логопеда. Представлена методическая литература, программно-методическое обеспечение занятий( Гомзяк, Иншакова, Агранович, Филичева, Чиркина и др.).

Среда, окружающая детей в кабинете:

- обеспечивает чувство психологической защищенности;

- является средством полноценного развития

- сочетает привычные и инновационные методы. (Презентация)


 

Дата последнего обновления страницы 23.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»