Дютина Светлана Анатольевна
образование: среднее-специальное
квалификационная категория: соответствие
стаж педагогической работы: 10 лет
Презентация "Дидактические игры из фетра своими руками для детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов
Театр кукол и игрушек
как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки, только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире.
Дошкольный и возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр в образовательном учреждении необходим для осуществления психического и физического развития средствами игровой деятельности. Кукольный театр помогает воспитывать у детей культуру общения, стремление к сотворчеству, интерес к искусству, способствует познанию действительности в художественных образах.
Целью эстетического воспитания детей посредством кукольного театра является развитие творческого потенциала детей. Как известно, кукольный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы.
В процессе игры в кукольном спектакле осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём. Театральная деятельность удовлетворяет основную потребность детей – потребность в игре и создаёт условия для правильного выражения и проявления их эмоциональной сферы .
Музыкальный компонент спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности кукольного театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка.
Приобщение школьников к театральному творчеству осуществляется в рамках создания сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.
Кукольный детский театр
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, педагогов, приглашенных артистов кукольных театров.
Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно.
Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Следующий этап – это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства.
Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.
В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
Во второй половине года мы знакомим их с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол на гапите (гапит – это палка, на которую насажена кукла).
Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ребенку управление куклой, их делают как можно более легкими.
На театральных занятиях дети знакомятся с приемами кукловождения.
Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Продолжается работа по развитию творчества, в которой используются куклы на гапите. Малыши сочиняют небольшие сказки, а также песенки, которыми сопровождают движения куклы. Большинство детей довольно легко справляются с заданием.
Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя кукол на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.
В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите.
Для этого надо использовать театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории. Сочиненные сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.
В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, куклами с «живой рукой»).
В подготовительной группе продолжается работа с куклами с «живой рукой». Дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской.
Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей.
Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
Для того чтобы пробудить у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей:
- во второй младшей группе – 10 минут,
- в средней – 15 минут,
- в старшей группе – 20 минут,
- в подготовительной к школе группе – 25 минут.
Каждое занятие с дошкольниками желательно проводь дважды для лучшего усвоения материала.
В процессе работы в театральной студии с детьми решается цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, развивать эмоциональность.
Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:
1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.
2. Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах